Ніл Гейман

Ніл Гейман: Чому наше майбутнє залежить від бібліотек, читання і мрій
Нил Гейман: Почему наше будущее зависит от библиотек, чтения и мечтаний
Лекция объясняющая почему использовать воображение
это наш гражданский долг. 
Текстовая версия лекции:
Для людей важно, чтобы они делились с тобой своим мнением и высказывали разные, даже предвзятые суждения. Такая декларация читательских интересов, если позволите. Так вот, сегодня я поговорю с вами о чтении. Сегодня я расскажу вам о важности библиотек. Сегодня я осмелюсь предположить, что чтение художественной литературы, что чтение ради удовольствия, одно из самых важных занятий, которое вы можете испробовать. Я хочу, чтобы вы услышали мою страстную мольбу и поняли, что представляют из себя библиотеки и библиотекари и почему нам следует беречь и тех и других. 
И я предвзят, очевидно и невероятно предвзят: Я писатель, чаще всего писатель-фантаст. Я пишу для детей и для взрослых. Уже порядка тридцати лет я зарабатываю себе на жизнь своим слогом, в основном придумывая вещи и записывая их на бумагу. Очевидно, в моих интересах, чтобы люди читали, чтобы они читали художественную литературу, чтобы библиотеки и библиотекари существовали и помогали воспитывать любовь к чтению и к местам, где чтению можно предаться. 
Я предвзят как писатель. Однако я намного более предвзят как читатель. И даже еще больше предвзят как гражданин Великобритании. 
Я пришел побеседовать с вами по приглашению организации Reading Agency, благотворительная миссия которой заключается в том, чтобы дать каждому человеку возможность стать лучше, сделав их уверенными и заинтересованными читателями. Они поддерживают программы ликвидации безграмотности, библиотеки, отдельных людей, а также, ненавязчиво, из самых бескорыстных побуждений, призывают людей к чтению. Зачем? Потому что, как гласит их слоган – всё меняется, когда мы читаем. 
Как раз об этих переменах и о процессе чтения я сегодня хотел бы с вами поговорить. Мне хочется обсудить, как чтение влияет на людей, и то, какую пользу этот процесс может принести. 
Однажды, мне довелось побывать в Нью-Йорке и подслушать разговор о строительстве частных тюрем, быстро растущей отрасли промышленности в Америке. Тюремная индустрия должна планировать свое расширение – как много камер потребуется? Сколько заключенных будет, скажем, через 15 лет? И они нашли способ с легкостью предсказать это число, благодаря очень простому алгоритму, основанному на статистике всех детей 10-ти и 11-ти лет, которые не умеют читать. Которые совершенно точно потом не будут занимать увлеченным чтением свой досуг. 
Число, конечно, очень расплывчатое, нельзя сказать, что в образованном обществе нет преступности. Но в целом подсчет был весьма верный, и зависимость нельзя отрицать. 
И я склонен считать, что та самая взаимосвязь основывается на очень простых вещах. Образованные люди читают художественную литературу. 
От художественной литературы есть две пользы. Во-первых, как только к ней пристрастишься – назад дороги нет. Это уже зависимость, тобой движет непреодолимое желание узнать, что произойдет дальше, потребность перелистнуть страницу и продолжить чтение, даже если оно дается с трудом, а всё потому, что кто-то в беде и ты просто обязан узнать, чем всё закончится … Это реальный стимул к чтению. И он волей-неволей заставляет вас узнавать новые слова, помещает мысли в вашу голову. Позволяет осознать, что чтение само по себе, вообще-то, очень приятное занятие. Как только вы всё это поймете, вы встанете на путь, чтобы прочитать всё на свете. И чтение – это ключ ко всему. Буквально пару лет назад кто-то сболтнул, якобы мы живем в постграмотном обществе, где способность вычленять смысл из печатных слов была утрачена, но про эту глупость можно уже забыть: слова сейчас значительны как никогда раньше: складывая буквы в слова, мы познаем мир, и когда мир потихоньку начинает перебираться в сеть, мы должны сообщить всем, следить за всем и понимать то, что мы читаем. Люди, которые не могут понять друг друга, не способны обмениваться идеями, между ними нет коммуникации, и тут не помогут даже программы-переводчики. 
Самый простой способ убедиться в том, что наши дети вырастут грамотными, это научить их читать и показать им, что процесс чтения может приносить удовольствие. Наша задача заключается в том, чтобы найти книги, которые понравятся детям, дать доступ к этим книгам и позволить эти книги читать. 
Я не верю, что существует такая вещь как плохие книги для детей. Время от времени среди некоторых взрослых людей становится модным выделять категории из множества детских произведений по жанру, например, или по автору, и заявлять, что эти книги плохие, и дети такую литературу читать не должны. Подобное происходит вновь и вновь: Энид Блайтон обозвали плохим писателем, то же произошло с Робертом Стайном и дюжиной других авторов. Комиксы окрестили оплотом литературной неграмотности. 
Это чушь. Выпендреж. Глупость. Не существует плохой детской литературы, которой бы дети интересовались, которую бы они выискивали в надежде прочесть, каждый ребенок индивидуален. Они сами способны найти истории себе по душе, способны погрузиться в эти истории. Для них банальная и изъезженная тема не банальна и шаблонна. Это их первое знакомство с ней. Не отговаривайте их читать книгу просто потому, что вам кажется, что они читают не то, что вы хотите. Литература, которая не пришлась вам по душе это первый шаг на пути к другим книгам, которыми, возможно, вы будете довольны больше. К тому же, у людей разные вкусы. 
Даже с благими намерениями взрослые могут с легкостью убить детскую любовь к чтению: запретить читать книги, которые нравятся детям или давать им умные, но скучные книжки, которые нравятся самим родителям. Такой современный вариант викторианской литературы для “совершенствования общества”. Вы добьетесь того, что вырастет поколение людей, убежденных в том, что читать это не модно, и хуже того, неприятно. 
Наши дети должны встать на путь к чтению: любая книжка, которая им понравится, будет продвигать их дальше, шаг за шагом, в мир литературы. (Кроме того, не повторяйте ошибок данного автора, одиннадцатилетняя дочка которого интересовалась Р.Л. Стайном; не нужно дарить ребенку “Кэрри” Стивена Кинга и говорить, что если тебе понравились те книжки, понравится и эта! Оставшиеся подростковые годы Холли кроме безобидных историй о поселенцах на прериях ничего не читала, и до сих пор косо смотрит на меня при упоминании имени Стивена Кинга). 
Вторая особенность художественной литературы заключается в ее способности заставить читателя сопереживать происходящему. На экране телевизора или в кинотеатре вы наблюдаете за тем, что происходит с персонажами. Проза же начинается с 26 букв и кучи знаков препинания, но продолжается самим читателем, который посредством своего воображения создает мир и населяет его персонажами. Вы сможете ощутить те вещи, посетить такие места и миры, каких иначе вы не познаете больше нигде и никогда. И каждый персонаж в этом мире это частичка вас. В то же время вы являетесь кем то другим, и каждый раз возвращаясь обратно в привычный вам мир, что-то внутри вас немножко изменится. 
Сопереживание это инструмент, позволяющий собирать людей в группы, чтобы они действовали не как отдельные личности, но как коллектив: вместе. 
Кроме того, по мере чтения вы осознаете одну невероятно важную вещь, которая поможет вам в этой жизни. И заключается она в следующем: 
Мир может выглядеть иначе, чем он есть. Все может быть по-другому. 
Я был в Китае в 2007 году на первой в истории этой страны утвержденной партией выставке, посвященной научной фантастике и фэнтези. 
В определенный момент я наткнулся на одного из руководителей и спросил его: Почему? Ведь научная фантастика подвергалась запрету столь долгое время. Что изменилось? 
“Все просто”, – ответил он мне, “Китайцы были непревзойденными мастерами во всём, что касалось создания вещей, если другие люди приносили им чертежи. Но они не делали улучшений и не изобретали ничего. У них не было воображения. Так вот, они отправили делегацию в США к Apple, Microsoft и Google и они расспрашивали о своей жизни людей, которые в этих компаниях творили будущее. В результате китайцы выяснили, что все эти сотрудники, инноваторы, будучи еще мальчишками и девчонками, очень любили читать научную фантастику”. 
Художественная литература может показать вам новый, другой мир. Мир, в котором вы еще ни разу не были. И после того как вы побываете в других мирах, вы уже не будете так довольны миром, в котором вы родились. Недовольство это хорошая вещь. Недовольные люди могут исправлять, совершенствовать существующий мир. Чтобы мир выглядел иначе, чтобы он был лучше. 
И раз уж мы подняли эту тему, хочется сказать пару слов о стремлении личности уйти от действительности в мир фантазий, о так называемом “эскапизме”. Создается впечатление, что этот термин ассоциируют с чем-то плохим. Будто “эскапическая” литература это дешевый опиум, используемый глупцами, дураками, заблуждающимися людьми, и единственная литература, которая нужна детям и взрослым это та, которая отражает все ужасы реального мира и копирует его. 
Если бы вы оказались в безвыходной ситуации, в нежелательном месте, с желающими вам зла людьми, и кто-то предложил бы вам способ временно убежать от проблем, отказались бы вы от предложения? В этом и заключается эскапизм: художественная литература, которая дает вам выход в радостный мир, где вы контролируете происходящее, находитесь с людьми, с которыми вам приятно проводить время, (а книжные миры это реальные места, не сомневайтесь в этом); и что самое главное, во время вашего побега из реальности, книга также может дать вам знания о мире, о затруднительной ситуации, в которую вы попали, дать вам броню и оружие, вполне настоящие вещи, с которыми вы сможете вернуться в вашу тюрьму, в реальный мир. И вернетесь туда вы уже с приобретенными знаниями и навыками, которые помогут решить ваши проблемы. 
Как правильно напомнил нам Дж. Р. Р. Толкиен: “Единственные люди, которые протестуют против побега это тюремщики”. 
Другой способ разрушить любовь ребенка к чтению, это не иметь книг вообще. И не дать им пространства, где эти книги можно было бы читать, если они все-таки есть. Мне повезло. Пока я рос, возле меня была великолепная местная библиотека. Моих родителей можно было уговорить подбросить меня до библиотеки по дороге на работу в летние каникулы, а библиотекарей не смущал маленький, не сопровождаемый ни кем, мальчик, каждое утро посещающий детские секции библиотеки, копающийся в каталогах в поисках книг о приведениях, магии или ракетах, пытаясь найти вампиров или детективов, ведьм или другие чудеса. А когда я закончил читать детскую литературу, я взялся за взрослые книжки. 
Библиотекари были хорошие. Они любили книжки, и им нравилось, когда книжки кто-то читал. Они научили меня заказывать книжки из других библиотек по межбиблиотечному абонементу. Их не волновало то, что я читаю. Им просто нравилось, что есть такой широкоглазый мальчишка, который любит читать, они говорили со мной о книжках, которые я читал, они находили мне другие книги из этих же серий, они помогали мне. Они обращались со мной как с очередным читателем, не более того, но это лишь означало, что они относились ко мне с уважением. И восьмилетнему мне было непривычно, когда ко мне относились с уважением. 
Суть библиотек заключается в свободе. Свободе чтения, свободе идей, свободе общения. Суть заключается в образовании (которое отнюдь не заканчивается после того, как мы заканчиваем школу или университет), суть заключается в развлечении, в создании безопасного пространства, в доступе к информации. 
Я боюсь что сейчас, в 21 веке люди не понимают, что из себя представляют библиотеки и каково их назначение. Если вы воспринимаете библиотеку как ряды полок с книгами, она может показаться вам чем-то устаревшим в мире, в котором не все, но большинство книг существуют в цифровом виде. В таком случае вы абсолютно не уловили смысл библиотек. 
Я думаю это связано с природой информации. Информация имеет ценность, и нужная информация имеет огромную ценность. За всю историю человечества, мы жили в века с нехваткой информации, иметь требуемую информацию всегда было важно, и всегда она чего-то стоила: когда делать посев, где найти определенные вещи, карты, истории и рассказы – всегда хорошо обсуждалось за столом и в компании. Информация была ценной вещью, и люди ей обладавшие, или знающие где ее достать, могли неплохо на этом заработать. 
В последние годы мы перешли от экономики с дефицитом информации к экономике, движимой избытком информации. Согласно Эрику Шмидту из Google, сейчас каждые два дня человечество создает столько информации, сколько было произведено нашей цивилизацией с начала времен и до 2003 года. Кому интересно, это около пяти эксабайт ( миллиард гигабайт) информации в день. Тут проблема уже не в том, чтобы найти редкое растение в пустыне, а в том, чтобы найти редкое растение в джунглях. Теперь нам не обойтись без помощи, чтобы ориентироваться в этом обилии информации и находить необходимые нам вещи. 
Библиотеки являются местами, куда люди обращаются за информацией. Книги это только верхушка информационного айсберга: они в открытом доступе, и библиотеки могут свободно и законно снабжать вас книгами. Все больше детей берут книги из библиотек, книги любых видов: печатные, цифровые, аудиокниги. Кроме того, библиотеки являются тем местом, куда люди, не имеющие компьютера или доступа в интернет, могут прийти и совершенно бесплатно выйти там в глобальную сеть; что невероятно важно для нахождения информации о поиске работы, отправки заявления на работу, или для заполнения заявления на выдачу пособия, которые постепенно переходят на форму обслуживания исключительно по интернету. Библиотекари помогут людям разобраться в мире информационной сети. 
Я не считаю, что все книги перейдут или должны перейти на экраны компьютеров. Как однажды отметил Дуглас Адамс, электронная книга Kindle уже более 20 лет на рынке, а печатная книга как акула. Акулы существуют давно, они населяли океан еще до динозавров. И причина, по которой акулы до сих пор еще не вымерли, заключается в том, что акулы лучше любых других существ справляются со своей задачей: быть акулами. Печатные книги крепкие, их тяжело уничтожить, их можно вымочить в ванне, читаются при солнечном свете, удобно лежат в руке – они хороши для своей главной задачи – для чтения, и для них всегда найдется место. Их место – в библиотеках, библиотеки уже сейчас стали местами, где можно получить доступ к электронным книгам, аудиокнигам, DVD и к цифровому контенту. 
Библиотека это хранилище информации и у каждого гражданина есть доступ к нему. В том числе к информации касающейся здоровья. И психического здоровья. Это место для общения. Это ваша безопасная зона, убежище от внешнего мира. Это место, где есть библиотекари. О том, как будут выглядеть библиотеки будущего пора задуматься уже сейчас. 
Грамотность важна сейчас как никогда раньше, в мире сообщений, электронных писем, в мире письменной информации. Нам необходимо читать и писать, нам нужны жители мира, способные без труда читать, осмыслять прочитанное, понимать нюансы и быть понятыми другими людьми. 
Библиотеки действительно являются воротами в будущее. Очень жаль, что по всему миру мы наблюдаем, как местные власти не упускают шанса закрыть библиотеки ради того, чтобы сэкономить денег, не отдавая себе отчета о том, что они жертвуют будущим, чтобы расплатиться за настоящее. Они закрывают ворота, которые должны быть распахнуты. 
Согласно недавнему исследованию Организации экономического сотрудничества и развития, Англия является “единственной страной, в которой старшая возрастная группа имеет больший уровень грамотности и количественного мышления, чем молодёжь, после учтения других факторов, таких как пол, социально-экономическое положение и вид деятельности”. 
Иначе говоря, наши дети и внуки менее грамотны и хуже умеют считать, чем мы. Они хуже ориентируются в мире, не понимая его и не зная как решать проблемы. Их легче обмануть и ввести в заблуждение. Они не готовы изменить мир, в котором находятся, они менее трудоспособны. И все эти вещи сразу. И как страна, Англия будет плестись позади за остальными развитыми державами из-за нехватки квалифицированной рабочей силы. 
С помощью книг мы можем связаться с миром мертвых. Книги являются способом получить урок от тех, кого уже нет с нами, людей, на ошибках которых человечество развивало себя, прогрессировало, базировало знания на основе уже полученных, вместо того, чтобы раз за разом постигать одно и то же. До сих пор живы истории, старее, чем некоторые страны, истории, пережившие культуры и здания, в которых они в первый раз были рассказаны. 
Я считаю, что на нас лежит ответственность за наше будущее. Ответственность и долг перед детьми, взрослыми, которые вырастут из этих детей, перед миром, в котором они будут расти. Каждый из нас: читатели, писатели, граждане – имеют эти обязательства. Сейчас я попробую озвучить некоторые из них. 
Я считаю, что у нас есть обязательство читать ради удовольствия, на улице и дома; если мы читаем ради удовольствия, если другие люди застают нас за чтением, тогда мы учимся, мы тренируем наше воображение. Мы показываем другим, что читать это хорошо. 
У нас есть обязательство поддерживать библиотеки. Посещать их, призывать других людей ходить в библиотеки, протестовать против их закрытия. Если вы не цените библиотеки, значит, вы не цените информацию, культуру, или мудрость. Вы заставляете молчать голоса прошлого, и вы вредите будущему. 
У нас есть обязательство читать вслух нашим детям. Читать им вещи, которые им нравятся. Читать им истории, от которых устали сами. Изображать голоса, чтобы ребенку было интереснее, и не переставать читать им вслух, даже после того как они научатся читать сами. Пусть чтение вслух будет для вас занятием, с помощью которого вы можете сблизиться с ребенком, когда телефон отключен, и ничто не отвлекает вас от процесса. 
У нас есть обязательство пользоваться нашим языком. Заставлять себя узнавать значение слова и то, где его можно применить, уметь доходчиво объясняться, произносить то, что мы держим в голове. Нам нельзя не давать языку развиваться, или вовсе делать вид, что он мертв и всё что остается делать, это почитать его; мы должны воспринимать его как живую вещь, которая течет, заимствует слова, позволяет значению слова и его произношению меняться со временем. 
У нас, писателей, и в особенности тех, кто пишет для детей, есть обязательство перед читателями: оно заключается в том, что мы должны писать правду, особенно это важно в случае, когда мы создаем истории вымышленных людей, населяющих места, которые никогда не существовали. Это нужно для того чтобы понять: правда не в том, что произошло на самом деле, а в том, что она показывает нас такими, какие мы есть. Как-никак, научная литература это ложь, которая показывает нам правду. 
У нас есть обязательство не вводить наших читателей в тоску, но сделать так, чтобы они с радостью переворачивали страницу за страницей. Всё-таки лучшее лекарство для тех, кто читает через силу, это история, от которой они не смогут оторваться. Хоть нам и надо рассказывать нашим читателям правдивые вещи, давать им оружие, давать им броню и передавать им какую-либо мудрость, которую мы почерпнули за короткий срок пребывания в этом мире, у нас есть обязательство не поучать, не читать им нотации, не навязывать уже разжеванные идеи и морали, вталкивая их, будто взрослые птицы, кормящие своих птенцов уже разжеванными личинками; у нас есть обязательство никогда, ни при каких обстоятельствах не писать для детей то, что не хотели бы читать сами. 
У нас есть обязательство понимать и осознавать, что как детским авторам, нам выпала самая тяжелая работа, потому что если мы всё испортим и напишем скучные книжки, которые отобьют у детей охоту читать, мы принизим и своё, и их будущее. 
Все мы: дети и взрослые, читатели и писатели, имеем обязательство мечтать. У нас есть обязательство воображать. Легко сказать, что никто не может ни на что повлиять, что наше общество огромно, а отдельный человек пустышка; маленький атом в стене, зерно риса в рисовом поле. Но правда в том, что отдельные личности меняют мир вновь и вновь, конкретные люди создают будущее, и они делают это, мечтая о том, что всё может быть устроено иначе. 
Оглянитесь вокруг. Нет, правда. Остановитесь на секунду и взгляните на помещение, в котором вы находитесь. Я обращу ваше внимание на нечто настолько очевидное, что часто просто все забывают. Всё, что вы видите вокруг себя, включая стены, в какой-то момент было придумано. Кто-то решил, что приятнее сидеть на стуле, чем на земле и придумал стул. Кто-то придумал способ, чтобы я смог находиться сейчас перед вами и на нас бы не лил дождь. Комната и все вещи в ней, и все вещи в этом здании, в этом городе существуют только потому, что люди придумывали эти вещи, снова и снова. 
У нас есть обязательство создавать красивые вещи. Не оставлять мир хуже, чем он был, когда мы пришли в него. Не опустошать океаны, не оставлять свои проблемы следующему поколению. У нас есть обязательство убирать за собой, и не оставлять наших детей в мире, который мы по глупости испортили, обсчитали и покалечили. 
У нас есть обязательство объясняться перед властями о том, чего мы хотим, голосовать против политиков, и какой бы то ни было партии, которая не осознает важности чтения для создания достойных граждан; которая не желает действовать так, чтобы сохранять и защищать знания и призывать к грамотности. Дело даже не в политике, дело в простой человечности. 
Альберта Энштейна однажды спросили, как сделать наших детей умными? Его ответ был мудрым и лаконичным. “Если хотите, чтобы ваше чадо было умным”, – сказал он, ”читайте ему сказки”. ”Если вы хотите, чтобы ребенок был еще умнее, читайте ему больше сказок”. Он понимал важность чтения и мечтания. Я надеюсь, что мы сможем подарить нашим детям мир, в котором им будут читать, и они сами будут читать, мечтать и понимать.


Джерело: https://cutt.ly/vei09nV

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...