Профессиональное чтение



«Профессиональная библиотека школьного библиотекаря». Серия 1
Русская школьная библиотечная ассоциация выпускает в качестве приложения к журналу «Школьная библиотека» «Профессиональную библиотеку школьного библиотекаря». В серии 1 издаются книги, известных ученых и специалистов-профессионалов, позволяющие быть в курсе всего нового в библиотечном деле, постоянно повышать свою квалификацию, формировать свое профессиональное сознание, находить новые формы и методы работы. Теоретический материал гармонично сочетается с практическими разработками: тестами, сценариями.

Представляем книги из данной серии, выпущенные с 2006 по 2014 года или готовящие к изданию:
2015
Виртуальное образовательное пространство: создание интерактивного учебного пространства школы / Лортшер Д., Кехлин К., Розенфельд Э.
Книга подготовлена группой известных специалистов в области школьных библиотек из США и Канады. Она продолжает исследование тенденции формирования в школах Северной Америки виртуальных образовательных пространств (ВОП). В книге дается определение ВОП и подробно рассказывается о том, для чего оно нужно. ВОП состоит из пяти частей (центров): информационный центр, центр грамотности, центр знания, центр школьной культуры и экспериментальный центр.
2014
Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / ред. Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек, Н. С. Лейтес. – (Приложение к ж. «Школьная библиотека». Серия «В помощь педагогу-библиотекарю» ; вып. 8/9). - ISBN 978-5-91540-111-1.
Второй выпуск коллективной монографии «Библиопсихология и библиотерапия», посвященный 150-летию основоположника «библиологической психологии» Н. А. Рубакина / ред. Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек, Н. С. Лейтес (1-й выпуск : Библиопсихология и библиотерапия / ред. Н. С. Лейтес, Н. Л. Карпова, О. Л. Кабачек. – М. : Школьная библиотека, 2005).
В коллективной монографии, посвященной 150-летию основоположника «библиологической психологии» Николая Александровича Рубакина, представлены статьи о различных сторонах деятельности самого Н.А. Рубакина, а также о психологических аспектах творчества А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина (ч. 1); раскрывающие основы и принципы библиопедагогики, показывающие работу и возможности общения с художественной и учебной книгой на уроке и в школьной библиотеке, в центре внимания которой находится читатель-ученик (ч. 2); статьи по проблемам библиотерапии и материалы из опыта внеклассной работы и логопсихотерапевтических групп с «книгой врачующей» (ч. 3).
Данная монография продолжает традиции первого выпуска «Библиопсихология и библиотерапия» (2005), адресована и будет интересна библиотечным работникам, психологам, педагогам, филологам — теоретикам и практикам, а также всем, кто занимается вопросами психологии и педагогики чтения и библиотерапии.
2013
Рубакин Николай Александрович : хрестоматия / сост. В. А. Бородина, С. М. Бородин. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2013. — 424 с. : ил. + 16 с. вкл. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря ; сер. 2, вып. 1/2). – ISBN 978-5-91540-106-7.
Хрестоматия отражает материалы о жизни и деятельности Н.А. Рубакина, его вкладе в мировое читателеведение, самообразование, просвещение, библиопсихологию. Материалы хрестоматии адресованы библиотекарям и другим специалистам в области чтения, студентам библиотечно-информационных факультетов. Это уникальный материал для освоения наследия Н.А. Рубакина в рамках образования и самообразования. Его творчество остаётся актуальным и содержит научную и практическую перспективность читательского развития в обществе знаний.
2012
Основы информационной культуры школьника : учебно-методический комплекс для учащихся 4-х классов общеобразовательных учебных заведений / Н. И. Гендина, Е. В. Косолапова. – М. : РШБА, 2012.200 с.
Цель данного пособия – содействовать развитию общеучебных умений, навыков и способов деятельности школьников, включая, прежде всего, умения поиска, преобразования и хранения информации с использованием компьютера, развитие критического мышления обучаемых. В состав учебно-методического комплекса вошли учебная программа по дисциплине «Основы информационной культуры школьника», методические разработки уроков, терминологический словарь, систематический указатель терминов по разделам дисциплины «Основы информационной культуры школьника», электронные презентации по курсу «Основы информационной культуры школьника». Помимо словесного описания каждый из 27 уроков получил отражение в форме электронной презентации, которые представлены на CD-ROM. Все материалы комплекса адаптированы к психо-возрастным особенностям младших школьников.
Рекомендуется библиотекарям детских, школьных, юношеских и публичных библиотек, учителям общеобразовательных учреждений, специалистам системы дополнительного профессионального образования.
2011
Чтение-дарение : уроки «предчтения»: на лесенке у книжных полок / Г. М. Пальгуева. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2011. – 224 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека» ; сер. 1, вып. 3). - ISBN 978-5-91540-069-5.
Дорогие друзья и коллеги! Мы предлагаем вашему вниманию книгу Галины Михайловны Пальгуевой «Чтение-дарение». Это своеобразные сценарии уроков-«встреч» библиотекаря со своими читателями у «книжной лесенки». Такие занятия автор называет термином «предчтение».
«Моя идея заключается в том, что нужно еще раз попытаться увидеть “целого слона”. Мне кажется, что учителя, которые обучают детей технике чтения, используя при этом отрывки из художественных произведений, показывают только “часть слона”. И библиотекари, которые в основном проводят викторины по прочитанному (следовательно, работают на “послечтение”), также сосредоточены на “частичке слона”. Нельзя ли это объединить: и затронуть технику чтения, и увидеть книгу в целом. Я разработала несколько “встреч” для 3–4 класса – всего пока 11 “встреч”, в которых попыталась сосредоточиться на “предчтении”, соединить школьные и библиотечные методы работы с книгой. Содержательный диапазон “встреч” – от классических до современных произведений», – пишет автор, главный библиотекарь МУ ЦБС Канавинского района г. Нижнего Новгорода.
2010
Беленькая, Л. И. Дети — читатели художественной литературы: типологические особенности чтения на разных этапах детства / Л. И. Беленькая. — М. : РШБА, 2010. — 208 c. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека» ; сер. 1, вып. 6). - ISBN 978-5-91540-043-5.
Книга отражает материалы теоретического и экспериментального исследования, которые были получены автором в 1976-1980 гг., но и сегодня сохраняют актуальность. Выделяя два типообразующих признака: «тип отношения» и «способ чтения» художественной литературы, Л.И. Беленькая рассматривает типологические особенности чтения детей на разных этапах детства. В книге освещены также некоторые методологические вопросы в области исследований детского чтения: условия обоснованности методик; проблемы критериев литературного развития читателей разных типов; ряд закономерностей читательской деятельности детей и подростков.
Издание рассчитано на специалистов, занимающихся изучением детского чтения и читателя, а также на библиотекарей и учителей.
2009
Чтение с листа, с экрана и «на слух»: опыт России и других стран : сборник материалов для руководителей программ по продвижению чтения / сост.: Е. Ю. Гениева, Ю. П. Мелентьева. — М. : РШБА, 2009. — 256 с. — (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека» ; сер. 1, вып. 11/12). - ISBN 978E5E91540E042E8.
Цель настоящей книги — помочь руководителям проектов по продвижению чтения, опираясь на работы известных авторов, увидеть сложность, многоаспектность чтения как явления и процесса; проследить его эволюцию во времени и пространстве; обратить внимание на развитие взаимоотношений текста и читателя; выявить основные тенденции в развитии современного чтения, которое сегодня происходит не только с листа, но и с экрана, и «на слух», а также показать, что и как читают в разных странах и что там делается для привлечения к чтению нечитающих слоев населения.
2008
Школьная библиотека как центр формирования информационной культуры личности / Н. И. Гендина, Н. И. Колкова, Г. А. Стародубова, Ю. В. Уленко. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 352 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу «Школьная библиотека» ; сер. 1, вып. 11/12). – ISBN 978-5-91540-031-2.
Рассматривается миссия школьной библиотеки в информационном обществе и обществе знаний. В этой книге вы найдете ответы на следующие вопросы: Каковы основания, позволяющие провозгласить именно школьную библиотеку центром информационной подготовки учащихся? Почему речь идет об информационной культуре, а не компьютерной или информационной грамотности, поиском эффективных средств обучения которым занимаются ученые и специалисты во всем мире? Как можно определить содержание информационной подготовки школьников? Что должен знать и уметь школьный библиотекарь, чтобы успешно решать сложную задачу формирования информационной культуры учащихся? Излагается концепция формирования информационной культуры личности, разработанная в НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Предлагается типовая модель содержания учебной дисциплины и комплекс учебных программ по курсу «Основы информационной культуры личности» для учащихся 1-11-х классов. Анализируются методы, средства, и организационные формы обучения основам информационной культуры в условиях школьной библиотеки. Особое внимание уделяется дифференцированному подходу к обучению информационной культуре учащихся 1-11-х классов на основе их психофизиологических характеристик.
Рекомендуется библиотекарям школьных, детских, юношеских и публичных библиотек, учителям общеобразовательных учреждений, специалистам системы дополнительного профессионального образования.
2007
Школьному библиотекарю о семейном чтении : сборник статей. – М. : Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. – 176 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Прилож. к журналу «Школьная библиотека» ; сер. 1, вып. 12). – ISBN 978-5-91540-009-1.
2008 год объявлен в нашей стране Годом семьи. Это – инициатива Президента России, о которой он объявил 26 апреля 2007 года в своем Послании Федеральному Собранию. Обращаясь к парламентариям, глава государства подчеркнул, что проведение в России Года семьи «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей». Указ «О проведении в Российской Федерации Года семьи» подписан Президентом России 14 июня 2007 года. Работа по организации Года семьи будет проходить не только на федеральном уровне, но и в каждом регионе и в каждом муниципалитете. Русская школьная библиотечная ассоциация предлагает сборник статей «Школьному библиотекарю о семейном чтении». Сборник составлен из лучших статей, которые были опубликованы в журнале «Домашняя школьная библиотека» (выходил в издательстве «Школьная библиотека» с 2002 по 2005 год). Статьи сборника сгруппированы в четырех разделах: «Семейное чтение. Зачем?», «Растим сына, растим дочь», «Странички добрых советов», «Поиграем». Материалы сборника расскажут о традиционной духовной ценности семьи – семейном чтении и помогут вам организовать работу библиотеки и школы интересно и увлекательно.
2006
Бородина, В. А. Теория и технология читательского развития в отечественном библиотековедении : в 2 ч. Ч. 1 : Научные и методологические основы / В. А. Бородина. – М. : Школьная библиотека, 2006. – 336 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Прилож. к журналу «Школьная библиотека» ; сер. 1, вып. 10/11). –– На обл.: Читальный зал литературы и искусства Российской национальной библиотеки. – ISBN 5-902300-65-7.
Автор – В.А. Бородина, преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств – 35 лет профессионально занимается вопросами теории и технологии читательского развития. В первой части ее труда рассматривается научный и практический опыт читательского развития в историческом контексте, комплексно и системно проанализирован междисциплинарный спектр чтения. Исследования чтения проводилось автором в русле проблем библиотечной психологии и библиотечно-информационного обслуживания с позиций акмеологии. Технология читательского развития акмеологического типа – «ЛУЧ» (лучшее учение – чтение) – прошла многолетнюю проверку в непрерывном образовании. Заключительная глава первой части рассказывает о профессии – «Библиотекарь – акмеолог чтения». Издание предназначено библиотекарям и другим специалистам, имеющим отношение к научно-практическим вопросам читательского развития, а также родителям в помощь воспитанию культуры чтения детей, студентам библиотечно-информационных и педагогических вузов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...